Биография Давида Ойстраха

В 2008 году исполнилось 100 лет со дня рождения Давида Ойстраха –- выдающегося музыканта ХХ столетия. Он был прирожденным педагогом, великолепным дирижером, замечательным альтистом и остался непревзойденным скрипачом.


Д. Ойстрах родился музыкантом с исключительным природным дарованием. Разве может обычный ребёнок прекратить свои шалости из-за того, что ему грозит не пойти с мамой в театр и не услышать оркестра, звучание которого буквально завораживало?

Мне было три с половиной года, когда отец принес в дом игрушечную скрипочку, "играя" на которой я очень охотно воображал себя уличным музыкантом… Мне казалось, что нет и не может быть большего счастья, чем ходить по дворам со скрипкой.

Мечта сбылась довольно скоро. Гастрольные странствия Ойстраха – концертирующего солиста – начались, когда ему едва исполнилось 16 лет. Свои первым и единственным учителем музыки Давид Федорович называл выдающегося скрипичного педагога Петра Столярского, создателя знаменитой школы – настоящей фабрики талантов. Учитель в свою очередь вспоминал, что его лучший ученик «с детства проявлял исключительно блестящие способности и почти с головокружительной быстротой двигался по пути овладения трудным скрипичным мастерством».

Когда я вспоминаю себя в те годы, мне представляется, что играл я тогда достаточно свободно, бегло, интонационно чисто. Однако впереди еще были долгие годы упорной работы над звуком, ритмом, динамикой и, конечно, самое главное – над глубоким постижением внутреннего содержания.

Потом была знаменательная встреча с Александром Константиновичем Глазуновым и приглашение выступить в Ленинграде. И, наконец, переезд в Москву, где предстояло завоевывать авторитет и имя. Огромная творческая воля, желание и умение работать, жажда самосовершенствования привела его к блестящей победе на Конкурсе имени Эжена Изаи в Брюсселе. Отсюда, в 1937 году, началась международная слава Ойстраха. Тогда по всему миру разнеслась весть о «появлении скрипача мирового масштаба».

В Москве  Ойстрах бывал в классах виднейших профессоров-скрипачей Московской консерватории – Льва Цейтлина, Абрама Ямпольского и Константина Мостраса, слушал выступления множества советских и иностранных исполнителей, но, учась у всех, он в своем движении к вершинам творческой зрелости был обязан самому себе.

Технических трудностей для Ойстраха не существовало, при этом никто не помнит, чтобы он репетировал по 25 часов в сутки. Его скрипичный репертуар был громаден, но предпочтение он отдавал крупным полотнам – концертам Бетховена, Чайковского, Брамса, Сибелиуса, Глазунова и Шостаковича. В этом был выбор не столько виртуоза, сколько художника-философа. Его созидательная мысль рождала все новые и новые трактовки сочинений, игранных им бесчисленное множество раз. Не случайно, по признанию самого Ойстраха, он не любил слушать свои записи, чтобы те не мешали ему двигаться вперед. С особенной силой интеллект и мощный темперамент включались, когда Ойстраху предстояло играть премьеру нового, современного сочинения. Для него была написана, можно сказать, «библиотека» сочинений, увенчанная такими шедеврами, как Соната С. Прокофьева, Концерты Д. Шостаковича и А. Хачатуряна.

Никогда – даже в детстве – Ойстрах никому не подражал. И это при том, что в это время рядом с ним, на международном музыкальном Олимпе были Фриц Крейслер, Яша Хейфиц, Иегуди Менухин, Жозеф Сигети, Джордж Энеску, Исаак Стерн, Мирон Полякин и многие другие.

60 лет он не выпускал из рук скрипку, исколесил всю Европу и Северную Америку, Японию, Австралию и Новую Зеландию, выступал с лучшими оркестрами планеты, и самые именитые его коллеги отдавали ему пальму первенства. «На сцене Ойстрах производит впечатление колосса, – писал выдающийся американский скрипач Исаак Стерн. – Он крепко стоит на земле, он гордо держит скрипку, он творит музыку, изливающуюся в бесконечном потоке красоты и изящества».